МИТХУН ЧАКРАБОРТИ


Фильм "Танцор диско" впервые был показан советским зрителям в 1983 году в информационной программе ХIII Московского международного кинофестиваля. Тогда же было заключено соглашение о покупке этой киноленты.

Искусствоведы с известной долей высокомерного пренебрежения отозвались о "Танцоре диско", а массовый зритель встретил его с бурным восторгом. За пять прошедших лет, по данным Госкино СССР, картину посмотрело 60 миллионов (!) человек. Чем объяснить этот разрыв в восприятии фильма? Одним лишь нежеланием кинокритиков и кинозрителей понять друг друга?

Примечательно, что фильм появился на экране в то время, когда у зрителя, особенно молодежи, выработалась устойчивая аллергия против нудных производственных сюжетов и телевизионного благодушия и самоуспокоенности. Да, картина не проповедовала никаких прописных истин, не призывала бороться за перевыполнение плана и повышение производительности труда. Она повышала жизненный тонус и настроение. Неудивительно, что динамичную музыку в стиле диско композитора Баппи Лахири, песни из кинофильма записывали прямо в зале на портативные магнитофоны. Они звучали с гибких пластинок журнала "Кругозор", в радиопередачах, в выносных динамиках пунктов звукозаписи. М.Чакраборти, как писали индийские кинокритики, сумел заставить зрителя плакать, смеяться и танцевать одновременно.

Принято говорить, что Митхуна Чакраборти "открыл" Мринал Сен. Актер дебютировал в его фильме "Королевская охота", был признан лучшим актером 1975 года на Национальном кинофестивале.

После окончания средней школы Митхун не мог найти работу. Отсутствие какой-либо перспективы на будущее, острое ощущение социального неравенства, пожалуй, и привлекло Митхуна и его друзей в ряды левоэкстремистского движения наксалитов, вставших на путь насильственного изменения существующего строя. Не учитывая расстановки и соотношения классово-политических сил в стране, наксалиты выдвинули лозунги "народной войны", "вооруженной революции", "национально-освободительной войны". Эти их "левые", псевдореволюционные лозунги, как верно заметил советский ученый Ф.Н.Нилов, оказались хорошей приманкой для молодежи, особенно студенчества, которое активно стало участвовать в "боевых" действиях экстремистов - налетах на учреждения, учебные заведения, поджогах общественного транспорта и т.п. В этих условиях власти начали репрессии против наксалитов в Западной Бенгалии. Чакраборти повезло больше, чем другим. Он не был расстрелян прямо на улице и не угодил в тюрьму. Он убежал из Калькутты еще до того, как движение наксалитов практически прекратило свое существование.

В 1979 году Х.А.Аббас по горячим следам событий снял фильм о наксалитах. Однажды вечером, вспоминает режиссер, когда я работал над сценарием, ко мне домой пришел высокий, стройный юноша. "Вы, должно быть, слышали обо мне, - сказал он, краснея от смущения. - Меня зовут Митхун Чакраборти. Я снимался у Мринала Сена в "Королевской охоте". Прошу вас, дайте мне какую-нибудь роль в вашей будущей картине. Видите ли, это картина обо мне, о моей юности, о ребятах, многих из которых уже нет в живых".

Чакраборти снялся в роли беспризорного Амара Каля. Работа над образом помогла актеру понять авантюрный характер движения за землю в Наксалбари и экстремистских молодежных выступлений в Калькутте, всю трагедию лидеров наксалитов, скатившихся на путь индивидуального террора, расправы с инакомыслящими.

Впоследствии М.Чакраборти будет неоднократно заявлять о своей симпатии к Коммунистической партии Индии, к одному из ее видных руководителей - Джьоти Басу, который сейчас является главным министром штата Западная Бенгалия. Как известно, леводемократическое правительство Западной Бенгалии провело в штате комплексные аграрные реформы, облегчившие положение бедных и беднейших слоев общества.

Наверное, если бы Митхун не разменял свой талант, соглашаясь участвовать в низкопробных фильмах, то в Индии, может быть, появился бы еще один актер международного масштаба. Но этого, к сожалению, не произошло. Пучина приключенческих боевиков поглотила и другого талантливого актера - Амитабха Баччана.

Баччан и Митхун, как пишут многие индийские кинокритики, отучили современного индийского зрителя думать, воспитали у него поверхностно-потребительное отношение к кинематографу, утвердили на экране культ насилия. Своего рода опиумом для непритязательного зрителя стали и головокружительные трюки, исполняемые Баччаном и профессиональными каскадерами, а также и танцевально-кулачная клоунада Чакраборти.

По моим наблюдениям, советские любители индийского кино в основной своей массе разделились на две большие категории: поклонники (точнее сказать, поклонницы) Баччана и поклонницы Митхуна. Последних, кажется, больше, и они более настырны, более предприимчивы. Целое столпотворение иногородних и московских девиц вокруг Митхуна во время прошлого Московского международного кинофестиваля было отмечено появлением в индийской прессе ряда язвительных материалов.


Ю.Корчагов
"Азия и Африка сегодня"
1989 год


Познакомься с народом
Indomania
Напишите мне

Hosted by uCoz